Унгутский сельсовет Манского района
Наименование муниципального образования

История

     Унгутский сельский совет образован в январе 1960 года. До его создания посёлки Большой Унгут, Малый Унгут, Жержул, Кершул и другие входили в Нарвенский сельский Совет. На первой организационной сессии был избран исполком сельского совета, который возглавил Михаил Тарасович Литвинов.
      Васильев Владимир Владимирович избран на должность главы 18.09.2014 г

    До образования сельсовета на территории не существовало обустроенных дорог между посёлками, были трудности с водо- и энергоснабжением. Сообщение между населенными пунктами осуществлялось, в основном, водным транспортом. С тех пор появились гравийные дороги. Теперь во всех посёлках круглые сутки есть электроэнергия, вещает радио. Построены колонки и летние водопроводы.

    Книги и архивные документы сообщают, что еще до революции красноярские лесопромышленники Шарапов, Смирнов и ряд других предприимчивых купцов и торговцев, включая лесопромышленника Иона Лида, проводили заготовку и сплав леса по рекам Кан, Мана, Базаиха до города Красноярска, наживая на этом огромные прибыли.

     Из воспоминаний старожилов известно, что в двадцатых годах прошлого века на правом берегу Маны было всего два домика, в которых проживали семьи Свищевых и Благодатских. А на левом – стоял барак, в котором, по-видимому, жили лесопромышленники, занимавшиеся кустарной заготовкой леса. Валка производилась двуручными пилами, вывозка на берег – лошадями, на волокушах. Заготовленную древесину связывали в плоты и сплавляли до устья реки Маны, а затем по Енисею до города Красноярска.

     Молодой Советской республике для восстановления хозяйства в больших объемах нужен был лес, и страна стала переходить от кустарщины к плановой разработке. Основным поставщиком леса стала Сибирь, богатые лесные массивы которой были расположены в практически неосвоенных зонах, там, где нет ни дорог, ни жилья. Для освоения таких территорий нужна была рабочая сила. Ее поставляли сюда за счет семей, попадавших в то время под раскулачивание. Их везли из западных регионов России, Украины, а также с Алтая, Забайкалья. Это были трудолюбивые люди, ставшие жертвами политических репрессий. Со станции Камарчага их перевозили до поселка Нарва, расположенного на берегу Маны и дальше, выше по течению, грузили на плоты и сплавляли к местам поселения. Так, в 1929 – 1930 годах появились в Унгуте спецпереселенцы. Они были высажены на правый, совсем не обжитый берег. Раскулаченные строили землянки, шалаши, балаганы и жили вместе по 3-4 семьи.

      Наверное, трудно найти еще такой поселок в районе, как Большой Унгут, где бы проживало столько национальностей. Основной костяк – это сосланные, раскулаченные с Украины, Забайкалья, Алтая. Об этом рассказано в газетной статье «Сердцу нет покоя» («Красноярский рабочий» от 11 августа 1989 года, журналист И. Воеводин): «У поселка Большой Унгут Манского района своя непростая история. В 1930 году сюда привезли раскулаченных с Украины. На следующий год – женщин с детьми из Забайкалья. Потом волна за волной пошли поляки из западных областей, греки, немцы, калмыки, финны, литовцы, белорусы. И называли этих людей, то врагами народа, то ссыльными, то спецпереселенцами и спецконтингентом. Потом в обиход вошли слова: «интернированные» и даже – «эвакуированные» в отношении некоторых. Но как ни называй этих людей, судьбы их связаны с массовыми репрессиями…».

      С появлением механизмов лесозаготовки стали удаляться от берега вглубь таежных массивов. Для вывозки готовились ледяные дороги под однополозные сани, в которые погружали 18-20 кубометров леса. Тракторы Челябинского завода, переоборудованные на местное топливо – древесную чурочку, весьма пригодились в период Великой Отечественной войны, когда жидкое топливо нужно было фронту. Его не хватало даже на запуск двигателя. Поэтому на берегу Унгутки был построен скипидарный завод, обеспечивающий машины топливом для заводки. В довоенный период на этих тракторах работали мужчины: Николай Благодатский, Андрей Карепов, Иван Аликин, Григорий Хлебников, Николай Стародубцев, Леонид Горбунов, Дмитрий Швалюк, а также механизаторы Винник, Васильков, Федосеев, Карпов и ряд других товарищей. Но когда началась война, их заменили женщины, в то время молодые, хрупкие девушки: Шура Кабаненко, Соня Палей, Ольга Филатова, Эмилия Филиппович, Ирина Заворуева и другие. Тяжелые условия работы их не пугали, они знали, – лес нужен стране.

     С окончанием войны началась усиленная механизация лесозаготовок, Унгутский мехлесопункт преобразовался в Унгутский леспромхоз. Стали поступать первые специальные трелевочные тракторы КТ – 12, работающие на твердом топливе – газочурке.

     С годами более производительная техника меняла и технологию разработки лесосек. На валку леса стали поступать бензомоторные пилы «Дружба», которые вытеснили кабельные электропилы, что облегчило труд вальщиков. Они избавились от необходимости перетаскивания провода – работа стала безопаснее, производительнее.

     Центральной усадьбой леспромхоза являлся поселок Большой Унгут. Увеличивающиеся с каждым годом объемы требовали расширения лесозаготовительной базы. Началось строительство новых лесопунктов: Лейбинского, Жержульского, Анголойского, Кершульского. В шестидесятые годы силами стройуправления был возведен мост через Ману, проложена дорога Угнут – Жержул и дальше – на Кершул. Развивающаяся база не могла быть оторвана от внешнего мира: районного центра – Шалинское, железнодорожной станции Камарчага, города Красноярска. Развернулось строительство хозяйственной дороги Унгут – Новоалексеевка – Кияй с выходом на трактовую дорогу Нарва – Шало. Заболоченные места устилались деревянным настилом, а после отсыпались грунтом.

     С ростом населения шло строительство и жилищного фонда, меняли свой облик рабочие поселки. Вместо бараков возводились двухквартирные дома, здания социально-культурного назначения: клубы, детские ясли, садики, медпункты, магазины. Если в ранний период своего существования в Большом Унгуте была только Нижняя и Верхняя улицы, то теперь поселок раскинулся по берегам Маны и речки Унгутки на три километра. Благоустраивались старые улицы, получившие название Советской, имени Гагарина, Набережной, Заречной, появились и новые: Юбилейная, Молодежная.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике